урок #2 Н,Х
Путь писателя
Куда идти? И, главное, как?

Сегодня я ничего нового не скажу. Но! Иногда надо ещё раз взглянуть на давно заученные и опостылевшие вещи с другой стороны. Как ни странно, бывает очень полезно.

Итак, вы уже знаете, зачем пишете книгу. И скорее всего, думаете, что знаете правильный путь к достижению цели. Обычно он сводится к фразе – сейчас я напишу зашибенский роман, и весь мир в восхищении падёт к моим ногам. Увы. Даже если ваше произведение произведёт неизгладимое впечатление на вашу маму, мужа (жену) и даже кошку, не факт, что все остальные разделят их восторг. Но даже если он будет действительно великолепен, не факт, что принесёт вам заслуженные дивиденды. Не факт даже, что его возьмёт к печати издательство. Немного забегая вперёд, скажу, что в следующих постах я буду делиться своими знаниями о том, как сделать книгу интересной. На эту тему написано множество книг и существует бесконечное число школ, онлайн школ, марафонов и просто челленджей. Там (или здесь) вы сможете почерпнуть массу информации, поделиться своей и воплотить полученные знания в достойное произведение.

Но прежде чем садиться за письменный стол, я очень рекомендую вам выбрать свой путь. Поверьте, это сможет сэкономить вам очень много времени. Ведь какую бы замечательную «феррари» вы не создали, по жд путям лучше ехать на паровозе).

Что делать? Читайте дальше. Выбирайте свой путь, и помните, что предложенные варианты далеко не исчерпывающи))

Поехали!
За Славой.

Со славой проще всего. Нужно просто написать гениальную, по мнению десятка популярных критиков вещь и отправить её в нужное место.

Для этого тщательно изучите условия главных литературных конкурсов страны (Русский Букер, Ясная поляна, Большая книга и т.п.) и прочитайте все книги-финалисты, а также отзывы на них ведущих критиков.

Осталось только сесть и написать по шаблону что-то подобное. Обязательно угнетение большинством меньшинства. Неравная любовь, в идеале со стокгольмским синдромом и/или мятущейся женской душой. Очень хорошо идёт национальный колорит. И главное – чем больше страданий и геморроя у главных героев, тем лучше)).

Не факт, что получится «засветиться» с первого раза, но если «соответствовать социальному запросу» (проще говоря текущей конъюнктуре) и потратить некоторое время на общение с модными критиками, то, уверен, результат будет.

Если же Вам нравится писать то, что любит читать народ (детективы, фэнтези, триллеры и т.п.), то Вам сходить на следующей остановке.


За Деньгой.

С деньгами гораздо хуже. В эпоху тотального бесплатного контента заставить раскошелиться публику очень сложно. Поэтому, обязательно прочитайте книги про бизнес. Например, Котлера «Основы маркетинга». Там есть почти всё – сегментация рынка (выбор целевой аудитории - ЦА), позиционирование товара (сравнение с книгами-конкурентами), стратегии, каналы сбыта и т.д. Ответив честно на все вопросы, Вы сами поймёте о чём и как писать.

Но для начала отделим художку и нон-фикшн. Сразу определитесь, что у вас. Ответ типа – нон-фикшн с элементами вымысла не катит. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, читайте следующий урок.

Итак. Если Вы пишете нон-фикшн, то скорее всего вам придётся ещё доплатить за издание книги. Но! Доход будет с основного бизнеса. Например, если у Вас есть цветочный интернет-магазин, то пособие по составлению букетов может очень даже вам помочь. В большинстве случаев, нон-фикшн книга выступает как очень дорогая и качественная реклама. А в рекламе, главное – продукт.

Дальше всё по шаблону. Есть множество курсов, как за три месяца написать нон-фикшн книгу. Обычно там всё очень чётко и последовательно прописано. Если не хочется платить деньги, иногда весьма приличные, то читайте в инстаграме посты с тегом #пишуНФ или уроки по НФ здесь, в них я поделюсь основными секретами успешной нон-фикшн книги.

Те, кто хочет заработать на художке, листайте дальше


За Деньгой - 2.

Заработать на издании романа сложнее всего. Но это тоже возможно. Для начала немного арифметики. Начинающему автору издательства платят 10-20 рублей с проданной книги. Хорошим в нашей стране считается тираж 3 тыс. экз. Вот и считайте. Если же вы решите опубликоваться самиздатом, то Вам придётся за свой счёт оплатить редактора, корректора и художника. На среднего размера книгу в 500 тыс.зн. всё в зависимости от качества и везения обойдётся в 50-200 тыс. руб. Добавьте сюда время на собственно написание книги и учтите, что продвижение самиздатовских книг весьма затруднительно. Но! Есть и хорошие моменты. Если книга действительно хорошая, она может дать вам шанс заработать.

Как и с нон-фикшн, начинаем с маркетинга. Но только с другим прицелом. Сначала изучаем наиболее востребованные жанры. Для этого заходим на ЛитРес и смотрим статистику по продажам начинающих российских авторов. Скорее всего это будут любовные романы с условным названием «Возвращение неутомимого жеребца», фэнтези или детективы. У издательств свои приоритеты. В любом случае не поленитесь изучить рынок и найти себе приемлемую доходную нишу.

Лайфхак. В издательство лучше приходить с тремя, минимум двумя романами. Не лишними будут и победы в литературных конкурсах.

Прежде чем писать, обязательно прочитайте наиболее продающихся авторов. Также не лишней будет и книга Норы Галь «Слово живое и мёртвое». Что касается героев, сюжета и прочего, читайте посты с тегом #академияписательства или соответствующие уроки здесь. В них мы будем подробно разбираться во всех нюансах написания интересной книги.

Если же слава и деньги для Вас сейчас не столь актуальны, то листайте дальше

За Кайфом.

Не важно, чем и зачем вы занимаетесь. В любом случае это лучше делать с удовольствием. Обычно, именно этим и исчерпываются дивиденды начинающего писателя. И если про вас пока не готовы вещать все телестанции Советского Союза, и платить гонорары лучшие издательства СНГ, то уж удовольствие надо получить по максимуму. Во всём можно найти свои плюсы. Вы не подстраиваетесь под плебейские вкусы публики и не загоняете себя в рамки условностей высокой прозы. Вы можете дать волю своей фантазии и своим эмоциям. И пусть Ваш гениальный талант пока оценят два десятка наиболее преданных поклонников. Со временем их число может вырасти в тысячи раз.

Но при всей свободе такого творчества текст должен быть лёгким, сюжет захватывающим, герои интересными, а эмоции настоящими. Ведь, чем более интересную книгу Вы напишете, то больше кайфа получите. И от результата, и от самого процесса.

Как этого достичь? Читайте! По формуле Стивена Кинга, каждый писатель должен три часа в день писать и пять читать. И не бойтесь подражать Вашим любимым авторам! В этом нет ничего зазорного. Со временем, у Вас выработается свой, неповторимый стиль. Но помимо слога, совершенствующегося с годами, не плохо соблюдать некоторые формальности и условности. Например, у книги должна быть идея, а у героя – цель. Став мастером, Вы сможете некоторыми правилами пренебрегать, экспериментировать и эпатировать. Но это будет потом, а пока…

Читайте наши посты с тегом #академияписательства, ходите на курсы писательского мастерства, выполняйте наши задания. В них мы будем делиться маленькими и большими секретами написания интересных книг, коих уже накопилось больше сотни.

Задание:

Внимательно изучите книги финалистов всех больших литературных конкурсов, если Вы жаждете прославиться, или лидеров продаж во всех основных книжных магазинах (особенно электронных), если мечтаете заработать.
Если же просто хотите получить удовольствие, расслабьтесь и прочитайте хорошую книгу. Посмотреть наши рекомендации можно в разделе Рецензии.